Самарин А.Ю.
|
УЧИЛИЩА КОНЦА ХVIII – НАЧАЛА ХIХ ВЕКА |
Во второй половине ХVIII столетия, когда система университетского образования в России только начинала формироваться, значительную роль в системе просвещения занимали духовные учебные заведения – училища, семинарии, академии. Важной составной частью любого образовательного учреждения является библиотека, от состава которой во многом зависит качество обучения. В царствование Екатерины II библиотеки духовных учебных заведений формировались, главным образом, за счет экономии средств на другие нужды и пожертвований со стороны духовных и светских лиц. Самые крупные книжные собрания, достигавшие 6000 томов, в последней четверти ХVIII века были, по данным историка духовного образования П.В. Знаменского, в Троице-Сергиевой и Новгородской семинариях. Обычно же семинарская библиотека включала около 2000 томов, среди которых было множество дублетов. Среди книг преобладали учебники. Книжные собрания духовных училищ были, как правило, еще скромней. Активную деятельность по развитию духовного образования вел во второй половине ХVIII века московский архиепископ Платон (Левшин). Среди его начинаний было создание ряда духовных училищ. В 1775 г. им было учреждено духовное училище в Московском Николо-Перервинском монастыре. Обучение в нем велось в двух классах пиитическом и риторическом, в которых изучались грамматика, поэзия, риторика, история, география, арифметика, а также латинский, греческий, французский и немецкий языки. Источником для изучения библиотеки Перервинской семинарии является рукописный каталог, составленный одновременно с ее возникновением и постоянно дополняемый вплоть до середины первого десятилетия XIХ столетия [РГАДА. Ф. 1207. Чудов монастырь. Оп. 1. Д. 85ба.]. Об этом свидетельствует запись, идущая по листам и повторяющаяся три раза: «Николаевского Перервинского монастыря настоятель и Московской Перервинской семинарии Префект Иеромонах Агапит закрепил своеручно сей каталог книг, находящихся в библиотеке означенной семинарии, начавшейся в 1775 году сего 1788 года августа 13 дня». Запись на последнем листе каталога констатирует: «Начавшеяся в прошлом 1775 году, сего 1788 года августа 13 дня. А листов в сем каталоге 116, из которых каждой означен своим числом». Здесь приводятся количественные показатели: «Всех книг, означенных в сем каталоге по 17 число февраля 1797 года считается 1772 книги». Книги в каталоге разделены по языковому принципу – сначала издания на иностранных, а затем на русском языках. Расположены они по разделам: «Libгi tеоlоgici», «Libri рhilosорhici», «Libri historici», «Libri rhеtогiсi», «Libri роеtici», «Книги французские», «Книги русские Богословские», «Книги исторические», «Книги риторические», «Книги пиитические», «Книги смешенные». Внутри разделов книги группируются по формату: «в лист», «в четверку», «в осьмушку», «в двенадцатую долю листа». Библиографическое описание изданий в каталоге включает имя автора и название, данные о месте и времени выхода, иногда цену. Кроме того, во всех случаях указывается характер переплета: «во французском», «в дощаном», «в бумажном», «в английском» и т.д. Номер в каталоге присваивался не названиям, а каждому тому. Иностранные книги были, в основном, на латинском и греческом языках. Среди них по теологии – 155 томов, по философии – 56 томов, по истории – 89 томов, по риторике – 123 тома, поэтических сочинений – 57 томов, а в разделе «прочие книги» – 86 томов, среди которых 48 экз. различных грамматик латинского и греческого языка. Отдельно описаны книги на французском языке, которых в собрании было 73 тома, в том числе 9 экз. «Французской грамматики» Федора Соколова, 9 экз. «Грамматики французской» и др. В разделе «Книги русские богословские» находится 278 томов. Среди них можно встретить московские кириллические издания ХVII в.: «Беседы Иоанна Златоустого на послания Апостольские» (М., 1620), «Слова Григория Назианзина» (М., 1665), «Вечеря Духовная» (М., 1683) и «Обед духовный» (М., 1683) Симеона Полоцкого и др. Основная масса изданий этого раздела была представлена продукцией Московской Синодальной типографии ХXIII века. Это разные издания Библии, Псалтыри, труды византийских богословов, а также сочинения Феофана Прокоповича, Гавриила Бужинского и др. Большое место в библиотеке занимали труды основателя училища архиепископа Платона. Так, например, здесь имелись 4 комплекта первых 12 томов его «Поучительных слов при высочайшем дворе» (СПб., 1779–1786). Среди «Книг философских» описано 114 томов. Среди них 3 экз. «Метафизики» Х. Баумейстера (М., 1764), «Разговоры о множестве миров» Б. Фонтенеля (СПб., 1761), «Три книги о должностях» Марка Тулия Цицерона (СПб., 1761), «Статьи о философии и частях ее из Энциклопедии» (СПб., 1770) и др. В этот же раздел отнесены учебные книги по естественным наукам: «Краткое руководство к физике для употребления в народных училищах» И.Я. Эберта (СПб., 1785), «Руководство к механике, издано для народных училищ» (СПб., 1785) и др. В этот же раздел были определены книги по медицине, сельскому и домашнему хозяйству: «Городская и деревенская повивальная бабка» Ж.Л. Бодлока (М., 1786), «Собрание разных полезных лекарств на разные болезни с рецептами» (СПб., 1779), а также журнал «Экономический магазин» (Ч. 1–16, 21-24. М., 1780–1784), составляемый А.Т. Болотовым. Самый большой раздел составляют «Книги исторические» – 411 томов. В нем были сосредоточены издания по истории и географии. Для изучения географии в библиотеке училища имелось 10 экз. книги Л.А. Баумана «Краткое начертание географии для начинающих обучаться сей науке» (М., 1781), 10 экз. «Краткого землеописания Российского государства, изданного для народных училищ» И.Ф. Гакмана (СПб., 1787), первый оригинальный учебник по географии России А.Х. Чеботарева «Географическое методическое описание Российской империи» (М., 1776). Среди учебных книг по истории были 6 экз. первой части «Всемирной истории, изданной для народных училищ» Ф.И. Янковича де Мириево (СПб., 1787) и 3 экз. его книги «Краткая священная история церкви Ветхого и Нового Завета, изданная для народных училищ» (СПб., 1784). Ряд изданий был посвящен священной истории – «Церковная история» Евсевия Кесарийского (Ч. 1–2. М., 1786), «Опыт исторического словаря о всех ... святых мужах» С.П. Соковнина (М., 1784) и др. Значительная часть книг относилась к истории Древнего мира – «Древняя история» (Т. 1–10, СП6., 1749–1762) и «Римская история» (Т. 1–16. СП6., 1761–1767) Ш. Роллена, «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского (Ч. 1–6. СПб., 1774–1775), «Древности иудейские» Иосифа Флавия (Ч. 1–2. СПб., 1787), «История о Александре Великом» Квинта Курция (Т. 1–2. СПб., 1767–17б8) и др. Для изучения истории России в библиотеке имелись «История Российская» В.Н. Татищева (Т. 1–4. М., 1768–1784), «История российская от древнейших времен» М.М. Щербатова (Т. 1–7. СПб., 1770–1791), «Российская история» Ф.А. Эмина (Т. 1–3. СПб., 1767–17б9), «Летопись Нестерова» (СПб., 1767), «Древняя российская вивлиофика» (Т. 1–10. М., 1772–1774), «Скифская история» А.И. Лызлова (М., 1776), «Деяния Петра Великого» (Ч. 1–12. М., 1788–1789) и «Дополнения к Деяниям Петра Великого» (Т. 1–18. М., 1790–1797) И.И. Голикова и др. Раздел «Книги риторические» представлен 36 томами. Здесь имелось 12 экз. учебной книги Амвросия Серебренникова «Краткое руководство к оратории российской» (М., 1778), «Риторика» М.В. Ломоносова (СПб., 1748), 2 экз. книги «Наставление как сочинять и писать всякие письма» (М., 1778) и др. В разделе «Книги пиитические» имелся 91 том. Западная литература была представлена переводами «Энеиды» Вергилия (СПб., 1775), «Сатир» Горация (СПб., 1763), «Потерянного рая» Мильтона (СПб., 1776), «Генриады» Вольтера (СПб., 1777) и др. Из сочинений русских писателей имелись: 2 экз. «Псалтири, переложенной стихами» Симеона Полоцкого (М., 1680), «Сатиры» Антиоха Кантемира (СПб., 1762), «Собрание разных сочинений в стихах и прозе» М.В. Ломоносова (Кн. 1–3. М., 1778), поэмы «Россиада» (М., 1779) и «Владимир возрожденный» (М., 1785) М.М. Хераскова, 9 из 10 томов «Полного собрания всех сочинений в стихах и прозе» А.П. Сумарокова (М., 1781–1782) и др. В разделе «Книги смешенные» описано 157 томов. Главным образом, это русские периодические издания: 19 книг «Ежемесячных сочинений к пользе и увеселению служащих» за 1755–1764 гг., 32 части (в 16 томах) «Трудов вольного экономического общества» за 1765–1780 гг., подшивки газеты «Московские ведомости» за 1778–1779 гг. (4 тома), «Трутень» за 1770 г., «Живописец» (М., 1781) и др. Каталог был рабочим инструментом библиотекарей более четверти века и отразил изменения, происходившие в составе собрания. Так, у некоторых названий появились приписки: «отдан ученику за успехи», «отдано в Дмитровскую семинарию», «утрачена и прощена» и т.д. Необычный объем (близкий к книжным собраниям семинарий и академий) и состав изданий (не только религиозные и учебные книги, но и научные труды, литературные сочинения, журналы) библиотеки Перервинского духовного училища явились отражением установки покровителя училища архиепископа Платона на повышение образовательного уровня священников и монахов. |